Управляющий НИЦ "Эко-безопасность", д.м.н. Василий Богданович Василюк в интервью журналу Vademecum рассказал об особенностях работы частного научно-исследовательского центра.
– НИЦ "Эко-безопасность" открылся в 2014 году. Сложно ли было начинать бизнес в условиях кризиса и на что делали ставки на старте?
– Все началось задолго до образования юридического лица – ООО "Научно-исследовательский центр "Эко-безопасность". Бизнес очень сложно начать «с нуля»: нужен приличный бэкграунд в области биомедицинских исследований и хорошая репутация. Опыт управления медицинскими подразделениями у нас был: НИЦ стал второй бизнес-единицей группы компаний "Эко-безопасность", тогда уже успешно работавшей на медицинском рынке. Экономический кризис не оказал большого влияния на нашу отрасль, а вот взятый в стране курс на импортозамещение сыграл положительную роль. В России действует программа "Фарма-2020" – на этой волне у активно развивающихся отечественных фармкомпаний возникла острая потребность в новых исследовательских компетенциях. В результате существенно увеличилось число заказчиков – появилось много медицинских препаратов, в том числе жизненно важных, которые были произведены и исследованы российскими фармкомпаниями. При этом на рынке клинических исследований, особенно в частном секторе, существовал заметный вакуум – дефицит качественного предложения на фоне высокого спроса: ежегодно Минздрав РФ регистрирует от 700 до тысячи клинических исследований. Мы, понимая конъюнктуру рынка, ожидания заказчиков и организационные нюансы этого бизнеса, посчитали, что сможем занять свою нишу и успешно в ней развиваться.
– Насколько быстро удалось вывести НИЦ на самоокупаемость и получить первую прибыль?
– Клинические исследования – это длинные деньги. С момента создания юридического лица до первой прибыли прошло более трех лет. Почти год ушел на различные регуляторные нюансы, в том числе на получение лицензии на медицинскую деятельность и аккредитации на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов. Еще около года заняло позиционирование себя на рынке: поиск заказчиков, обсуждение проектов, подписание договоров и начало их исполнения. Остальное время потребовалось на завершение первых исследований, жизненный цикл которых может быть достаточно длительным.
Такая высокая инерционность денежных процессов, конечно, не была для нас новостью, и точку окупаемости мы планировали с учетом упомянутых особенностей. Но благодаря ресурсам группы компаний мы могли спокойно ждать и работать, оттачивая внутренние процессы и управление качеством. И не ошиблись – это позволило нам в плановом режиме вывести центр на самоокупаемость и впоследствии начать зарабатывать деньги для себя и для инвестиций в развитие.
– Как бы вы описали типичного заказчика? Как с ним работать?
– Фармацевтические и биотехнологические компании – заказчики клинических исследований – в высшей степени требовательные клиенты. Это связано с тем, что КИ – научные исследования с участием человека – относительно рискованный и чувствительный с точки зрения последствий возможных ошибок вид деятельности. Он сопровождается очень серьезным надзором со стороны контролирующих органов. По числу регуляций и документов это второй после гражданской авиации вид деятельности. У всех наших клиентов процессы жестко регламентированы при помощи внутренней системы обеспечения качества. Совершенно логично, что они ждут от нас такого же серьезного подхода. При этом наши заказчики, как правило, не скупы. Они прекрасно понимают, что качественная, добротная работа высококвалифицированного персонала и обеспечение столь объемного документооборота, сопровождающего эту работу, не может стоить дешево. И они готовы за это платить.
– Вы упомянули квалификацию специалистов. Как сейчас на рынке труда обстоит дело с уровнем подготовки сотрудников для работы в КИ?
– Кадровый дефицит в этой сфере, к сожалению, очень большой. Первичное высшее медицинское образование в России не предполагает подготовку врачей-исследователей и обучение азам доказательной медицины. Институт мощной университетской науки, как за рубежом, у нас тоже не сформирован.
Поэтому существует четкое разделение на врачей и на ученых. Врачи работают преимущественно в государственных поликлиниках и больницах, ученые – в НИИ. Тем более врачей-исследователей не найти в частных медицинских центрах. Зачастую единственная возможность получить высококлассного специалиста – это взрастить его своими силами.
С учетом этих особенностей мы изначально понимали, что грамотная кадровая политика – залог успеха и конкурентоспособности нашей организации. Пожалуй, расходы на персонал – это самая внушительная статья расходов нашего центра. И речь не только о зарплате и налогах. Это также вложения в специалистов – в их непрерывное образование, обучение, посещение конференций и зарубежные командировки.
– Как вы считаете, что помогло НИЦ "Эко-безопасность" успешно стартовать и эффективно работать все эти годы? На что стоит обратить внимание компаниям, которые планируют заниматься клиническими исследованиями?
– Еще до старта важно правильно построить ресурсную и плановую модель бизнеса. Здесь идет речь о грамотном разделении обязанностей всех специалистов, включая учредителей, и распределении временных и финансовых затрат. В этом бизнесе нужно мыслить на три шага вперед.
Но мало организовать работу правильно – важно эффективно ее контролировать. Другими словами, нужна четкая модель менеджмента качества. К примеру, наша модель подразумевает разделение исследовательского процесса на три этапа: подготовительный, собственно исследование, завершающий этап. Каждому из них соответствуют свои бизнес-процессы, инструменты и регламенты. И на каждом этапе задействованы узкие специалисты, ответственные исключительно за свой участок работы.
К примеру, процедура ввода данных, полученных в ходе клинического исследования, из первичных медицинских документов в индивидуальные регистрационные карты. На первый взгляд эта процедура кажется далеко не приоритетной задачей во всем клиническом исследовании. Но, тем не менее, у нас есть сотрудники – специалисты по вводу данных, которые специализируются только на этом. Да, они выполняют, в некотором смысле, механическую работу, но при этом крайне важную и ответственную. От того, насколько корректно они внесут данные о результатах исследования, напрямую зависит конечный результат.
Конечно, вероятность ошибки при вводе данных существует всегда. Но вероятность нашей ошибки даже ниже, чем после проведенной верификации данных со стороны заказчика. В итоге это стало нашим конкурентным преимуществом. Заказчику важно за свои деньги получить максимально точные и достоверные результаты. Аналогичные примеры можно привести и по организации других наших процессов.
– За счет чего НИЦ планирует удерживать свою долю рынка в перспективе?
– Здесь мы ведем работу по двум направлениям. Первое – это расширение бизнеса. Планируем открытие еще одного филиала и запуск третьего отделения клинических исследований первой фазы и биоэквивалентности. Оно будет работать над изучением препаратов для лечения онкологических заболеваний и ряда заболеваний аутоиммунной природы.
Также в планах – создание центра функциональных и органических заболеваний кишечника. У нас есть команда исследователей-гастроэнтерологов, которые готовы заниматься этим направлением. И есть отрасль, в которой сформирована соответствующая потребность: появились новые классы препаратов, которые могут кардинально повысить эффективность лечения целого ряда заболеваний органов пищеварения. Эти препараты необходимо исследовать.
Второе направление – это внедрение нашей бизнес-модели в другие медицинские центры, которые хотели бы попробовать себя в области клинических исследований. Мы создали Агентство клинических исследований (АКИ) – дочернюю бизнес-единицу, которая реализует франчайзинговые программы НИЦ для других медицинских организаций. Результат работы – это 30 медицинских организаций в Санкт-Петербурге, которые работают под нашим кураторством и проводят клинические исследования с учетом нашего опыта.
Также хочу отметить общий курс на цифровизацию бизнес-процессов, которого мы придерживаемся с самого начала работы. Это актуально для любого современного бизнеса, а для научно-исследовательского – в особенности. Одним словом, планов у нас много, и мы намерены реализовать их по максимуму.